Свято-Николаевский храм г. Брянка - Почему каждому образованному человеку необходимо узнать Православие
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх
Украинская Православная Церковь, Северодонецкая епархия, Стахановское благочиние

Почему каждому образованному человеку необходимо узнать Православие


Владимир Гурболиков

 

"Христианство - губительный принцип,..
/который/ рушит сознание, ставя ему рамки".
Академик В.И.Вернадский. Дневники.

"Поклонение кресту, позорному орудию казни,
отобрало христианству самых внутренне свободных людей".
Священник Александр Ельчанинов. Записи.

 

- На чем ты медитируешь, подруга светлых дней?
- Какую мантру дашь душе измученной моей?

Так поет Борис Гребенщиков. И множество людей в возрасте от пятнадцати до сорока понимают его: знают, что такое мантра, что значит медитировать.

 

Впрочем, речь здесь пойдет не о буддизме. Сейчас об этой религии многие говорят. Но говорят и знают сейчас, в основном, о буддизме, о йоге, о Рерихах, о Блаватской. О политике О науке. О спорте. О вещах очень или не очень далеких... Но что мы знаем о том, что всегда было и есть РЯДОМ с нами? Что мы знаем о Православии?

 

Мы (я буду говорить "мы", потому что Православие не учит делить живых людей на своих и чужих, на спасенных и не спасенных, не ставит крещеного выше некрещеного; каждый может погибнуть, и каждый может обрести спасение) - мы жаждем свободы. Это главная ценность современной цивилизации - свобода. "Пусть мне ничего не навязывают, пусть мне покажут, и я сам стану выбирать все лучшее" - вот наш девиз.

 

Что же, пусть будет так. Но из чего выбирать и что выбрать? Если, например, выбор заключается в том, чтобы выбрать между Кока- и Пепси-колой, то это, согласитесь, не более чем профанация выбора. Или если наша свобода предполагается в пределах двух измерений, и никак не хочет учитывать третьего - то это свобода... ползать по плоскости.

 

Наконец, если решая вопрос "как жить", мы заранее отказываемся рассматривать православный ответ как одну из серьезных альтернатив - то, значит, и выбор наш является менее свободным.

 

Какая же это свобода выбора, если у нас с вами знаний о вере отцов значительно меньше, чем о тибетской Шамбале??

 

Кто-то из нас скажет: "Да знаем мы эту самую веру! Знаем мы эти свечки, иконы и поклоны, эти стращания адом за "грехи" и обещания райских кущ

 

А все-таки - знаем ли? Помним ли?

 

Россия, начало 20-х годов. Один из тысяч эпизодов тогдашней жестокой действительности: на краю братской могилы выстроены сорок арестованных. Это сорок "церковников" -как их тогда называли - совершенно разных по возрасту и образованию людей.

 

Работник ВЧК приставляет к голове очередного "церковника" револьвер и спрашивает: "Есть Бог? Если скажешь "нет" - мы тебя отпустим". И вот каждый из этих, в жизни своей очень разных людей, коротко отвечает: "Есть"… Их расстреляли.

 

Но зачем они решили умереть? Допустим, все они примитивные, дремучие фанатики, верящие всяким "бредням". Но ведь почему-то из-за этих 'бредней" безоружных, и, по существу, ничем не способных помешать новой власти людей понадобилось арестовывать, допрашивать, охранять, держать в камерах, а потом расстреливать!

 

В то время обвиняли либо в "контрреволюционной деятельности" - за призыв сохранять личную, веру в Бога и воспитывать в Православии детей. Либо - "за сопротивление изъятию церковных ценностей".

 

С первым обвинением, как говорится, все ясно. А что касается второго- Многие ведь и сегодня считают священников и клириков просто хитрыми (или не очень хитрыми) приобретателями - типа отца Федора из "Двенадцати стульев". Такие люди, конечно же, есть среди тысяч церковников.

 

Но О.Федор, который кажется таким “типичным” батюшкой, вряд ли стал бы так упорствовать в богословском споре, если спор этот окончится не обретением стула с бриллиантами, а пулей в лоб?

 

Однако в сотнях, да теперь уже тысячах известных случаев мучительства и уничтожения священников, диаконов, просто верующих - все они оказались готовы погибнуть не за богатства, не за капиталы, а за свою веру.

 

Вот другой пример. Профессор Войно-Ясенецкий (с 20-х годов - архиепископ Лука), замечательный хирург и ученый и, одновременно, священнослужитель, был в 30-е годы арестован. Он выжил вновь оперировал и даже удостоился Сталинской премии за книгу 'Очерки гнойной хирургии". И тем не менее, и до, и после своих злоключений профессор упорно отказывался приступать к операции без молитвы и крестного знамения! И более .того - упорно не желал выступать на научных конференциях и лекциях в мирской одежде! - Почему?

 

Хорошо ли мы понимаем причины, заставившие людей делать выбор в пользу Православия?

 

Когда-то в древности жил (не у нас - в Сирии) христианин Авраамий. Он пошел проповедовать свою веру жителям одного языческого поселка - а они его избили и вывезли вон. Авраамий лишь только чуть-чуть поправился - снова пошел в поселок, и его избили буквально до полусмерти и пообещали в следующий раз просто убить. Но прошло недолгое время, и старец опять был в поселке - чтобы рассказать людям о своей вере или умереть от их рук.- И тогда язычники задумались: что же это за вера такая, что человек готов умереть ради возможности рассказать о ней? Решили выслушать Авраамия. Выслушали. Стали спрашивать еще и еще. Стали обдумывать каждое слово... и, в конечном итоге, приняли христианство.

 

У тех язычников были свои, собственные "боги", много полезных и удобных "богов", на все случаи жизни. Мы чем-то похожи на них. Наша свобода - это многобожие, поклонение сотне кумиров сразу. Нам нравится и Христос, и Будда, и Лев Толстой, и Маркс, и Ницше.

 

В нашем "пантеоне" много личностей и теорий, часто взаимоисключающих - ведь мы современные, образованные люди, мы смотрим на вещи широко.

 

Но вот мы, знатоки философий и сторонники свободы выбора, вдруг отвергаем Православие! Не потрудившись вникнуть в его суть, вопреки собственной же логике (ведь выбор наш из-за такого "вычеркивания" становится неполным.

 

Это же явный изъян нашей "свободы"! Мы читаем "навороченные" книги о культах Востока, продираемся сквозь тома Марксова "Капитала",.. а прочесть жизнеописания святых (причем уже есть замечательные книги о подвижниках нынешнего, XX века!), открыть труды если не древних "отцов Церкви", то хотя бы наших современников: митрополита Антония Сурожского, диакона Андрея Кураева, иеромонаха Серафима (Роуза) или.по крайней мере, книги, специально написанные для всех священником Александром Менем - нам почему-то кажется "ненужным", "неважным", лишним...

 

И в храм войти нам помешает что или кто угодно, включая "злую старушку" - это поистине опаснейшее существо, перед которым меркнет жуткий образ современного рэкетира!

 

Ну давайте же, наконец, вдумаемся: разве особенность церковно-славянского языка, "красивости" духовной литературы, отсутствие навыка к восприятию иконы или, наконец, пресловутое раздражение на "злую старушку" - настолько серьезные причины, чтобы отказаться познать веру, которая говорит нам о смысле жизни и готова ответить на вечный и главный вопрос "зачем мы живем"?

 

Или мы боимся получить ответ, который нас не устроит?..

 

Вероятно, так называемая православная христианская "миссия" действительно парадоксально слаба на нашей российской земле. Парадоксально - потому что сейчас "нашу" веру начинают узнавать, понимать и принимать англичане и американцы, укрепляются православные церкви в Японии, Индии!), во многих африканских странах.

 

Возможно, церковные общины у нас здорово замкнулись после целых эпох государственных гонений и запретов, и никак не подберут ключей к сердцу тех, кто о вере не знает.

 

Но создается впечатление, что главная причина отказа -все же не в этом, а в нас самих.

 

Православие либо сводят к форме (обрядам, одеждам. языку), либо искажают и отвергают самую суть веры, ничего толком еще не поняв (точно так же, впрочем, действуют и многие "принимающие" как православие, так и религии Востока).

 

В наполненном мифами общественном сознании Церковь предстает либо этнографическим заповедником, либо очень крупной и фанатичной сектой. Сектой, считающей всех вокруг "грешниками", судящей, осуждающей и стращающей всех "своими" адскими муками. Христианство представляется "губительным принципом", который, по словам ученого, "рушит сознание, ставя ему рамки".

 

Естественно, для многих людей усиление Православия кажется опасным явлением, представляющим реальную угрозу "идеалам современной жизни" и в целом - избранному курсу на "свободу" и "плюрализм". Кроме того, растет число тех, кто считает "фанатичность" православного христианства источником конфликтов и нестабильности в обществе, потерявшем единство в вере.

 

И в этом - удивительная параллель между нашей эпохой и древностью: теми веками истории Римской Империи, когда христиан гнали, боялись и ненавидели.

 

Многие ли сегодня знают, а в чем, собственно, обвиняли римские власти христиан? За что пытали и убивали? Как объясняли необходимость тотального искоренения этой религии?

 

Ведь Римская Империя (как это ни покажется кому-то странным) - это классическое правовое государство (недаром римское право является обязательным предметом в юридических ВУЗах). С четко очерченными правами и . обязанностями граждан. С широчайшим религиозным и идейным плюрализмом. С очень сильной судебной системой. Поэтому, например, когда иудеи попытались устроить расправу над христианином - апостолом Павлом, власти вывели его из Иерусалима под мощной охраной: разве можно было допустить бессудное убийство римского гражданина!

 

И, однако же, римский суд в конечном итоге осудил и ап.Павла, и тысячи других христиан на мучительную смерть. А еще тысячи погибли во время римских гонений II - III веков и вовсе без суда - как и в России первой половины XX века.

 

Это противоречило человеческой логике - большинство осужденных являлись лояльными подданными, хорошими труженниками, воинами, учеными людьми. Среди казненных во времена Римской империи было много государственных деятелей, военачальников, даже членов императорских семей (например, святая великомученица Екатерина)! Причем они даже не были непосредственно опасны - а были лишь опасны потенциально, т.е. считалось, что эти люди угрожали "общественной безопасности", "солидарности" империи.

 

А империя в то же самое время признавала законными всех почитавшихся на ее территории богов. Включая и Единого Бога древних иудеев!

 

Римские императоры вообще боялись государственной нестабильности намного больше, нежели Бога. И поэтому их не устраивал именно Христос. До мифологических, маленьких божков, им не было дела. Они оказались достаточно "широки", чтобы стать идолами римского Пантеона, а вот Христос был недостаточно широк для язычников, и при этой своей "узости" в римский Пантеон... не вмещался!

 

Христос был опасен. Языческие "боги", в отличие от Христа, не требовали от каждого человека подлинного духовного и нравственного выбора. А значит - не подрывали пусть построенную на лицемерии и неправде, но внешне стабильную имперскую систему, не противоречили государственной идее (которую точнее всего можно было бы выразить поэтической строкой "паситесь, мирные народы").

 

Идея провозглашала Рим великим, вечным, незыблемым, а римского императора - пастыря послушных народов - ставила как бы НАД нравственными понятиями, оправдывала все его деяния и преступления, лишь бы они укрепляли "вечное" царство...

 

И против тех, кто смел открыто верить иначе, против тех, чей Бог даже в "унижении" казнимого, даже в распятии продолжал проповедовать и раскрывать Царство Высшее - устраивались беспрецедентные по тогдашнему масштабу гонения.

 

Ведь если есть действительно Вечное, подлинно Всеобщее Царство, значит земная империя Рима - невечная, не незыблемая?! Значит, ее император ответит за все содеянное - перед Богом; по единому для всех нравственному закону; в этом самом Царстве Божием, где, по словам апостола Павла, "нет ни эллина. ни иудея, ни раба, ни свободного",.. т.е. там, где все равны?!

 

Это была та идея за которую императоры готовы были убивать... А христиане - умереть. Потому что для римских язычников их религия являлась неким культурным досугом, а для христиан вера была больше, чем вопросом жизни и смерти: делом спасения души.

 

Рим веками боялся христиан, долгие годы благоволил гражданам-язычникам, а гибель встретил под ударами совершенно неизведанного врага - язычников-варваров. От былого могущества ничего не осталось. И единственной реальной, живой и необходимой людям традицией, связывающей нас с тем далеким миром, оказалось... христианство!

 

Идея Царства Божьего как-будто бы победила идею "вечного" человеческого царства. Но в широком общественном сознании все осталось по-прежнему. Возникали и исподволь "нависали" над христианством новые империи, гибли, уступая место новым государствам - уже без Христа.

 

Идея власти мельчала, дробилась, и теперь уже каждый человек хочет сам быть пусть не царем - так хоть "маленьким принцем" на своей "планете". Только, если проводить аналогии со сказкой Экзюпери, из нас получаются не маленькие принцы, а все больше незадачливые короли, "повелевающие" Солнцем, биржевики, закладывающие звезды в банк, или просто горькие пьяницы…

 

Человек вновь создал себе пантеон богов и героев, где, как и в римские времена, стоят рядом Венера, Астарта и Иисус Христос (были и такие сочетания в императорских молельнях!). И опять (простите за это неудобоваримое слово) плюрализм развязывает нам руки, ставит нас выше Закона, "освобождает" на свой лад.

 

Причем эта "свобода", в отличие от Православия, действительно не ставит сознанию рамки. И таким образом... рушит наше "неограниченное", слепое сознание.

 

Ведь без рамок свобода хороша на равнине. А если нет барьеров на крутой горной дороге? Ведь сознание - вещь аморфная; оно рушится, если его не структурировать, если не поставить рамки!

 

Православие своими "рамками" пытается предупредить от падения, но не загородить путь, не лишить свободы двигаться. Более того. Именно в Православии открывается новая степень свободы - ведь движение здесь не налево-направо, а вверх!..

 

Но тут-то мы и говорим "стоп". Мы не терпим, чтобы нас поучали. Именно поэтому если нас самих пытаются предупредить о том, что "жить как хочется" не синоним свободы, что свобода не в том, чтобы побольше набрать, а в том, чтобы ВЫБРАТЬ - наше самолюбие восстает, и мы затыкаем уши.

 

Мы, на поверку, чрезвычайно нетерпимы. Поэтому как и прежде в нашей кумирне никто: ни Христос - придуманный нами, такой, какой нам нужен, ни Маркс, ни Фрейд, ни Бакунин - не добьются от нас покаяния, отчета в своей дурной жизни.

 

Это - и есть свобода в нашем нынешнем понимании, коварная и неверная. Она подразумевает бесконечное самооправдывание и осуждение всех, кроме себя. Она предлагает огромный выбор самых безыдейных идей, самых бесполезных предметов, самых безнравственных мыслей и поступков. Она оправдывает, угождает, лакействует, ведет в "заветные" тупики, заводит в "живописные" расщелины - пока не изведет человека до конца. До болезни, несчастья, смерти, когда никакой возможности двигаться, никакой "свободы" не будет и в помине.

 

Модная псевдосвобода отступит, чтобы предать своего "клиента", оставить его страдать в одиночку.

 

И человек может умереть, так и не понявши, что свобода есть не выбор удобств. Что всю жизнь ему нужна была только одна, настоящая Истина, которая и есть подлинная свобода! Которая не предаст...

 

Он поймет это потом, после самой своей смерти”… А рядышком, в соседнем храме, в непрочитанной Книге, в сердце незнакомого верующего человека, вокруг и внутри его - продолжит жить мир тысячелетней православной веры. Этот мир открывает тайны бытия, отвечает на самые страшные вопросы, он освобождает и он не дает умереть - потому что Бог однажды победил смерть...

 

Так давайте же прежде чем сделать "свободый выбор", узнаем, что такое православие И, возможно, именно эта вера не оставит нас никогда.


Статья призвана помочь человеку, впервые посетившему Православный Храм.

 

 

автор: Протоиерей Михаил Шполянский

 

Итак, мы вошли в храм. Ни в коей мере не следует смущаться своей некомпетентности и возникающими, возможно, недоразумениями. Нужно учиться чувствовать сердцем, а не умом. Незнание обрядов и языка богослужения никак не умаляют наше участие в нем (хотя, конечно, затрудняют — но это как раз дело поправимое). В Церкви бытует поговорка: «Ты не понимаешь (происходящего в твоей душе во время богослужения) — зато бесы все понимают (и бегут)». Воздействие соборной молитвы, благодати Таинств и святынь на глубины нашей души несравнимо важнее рассудочного осознания — и действенней на пути духовного возрастания.

 

Придя в храм, прежде всего следует узнать о порядке богослужений в данном приходе: когда служатся литургии, когда вечерни и утрени (всенощное бдение), когда можно заказать частные службы (требы) — молебны, панихиды. Впрочем, в Церковь можно зайти и помолиться в любое время — если она открыта. Принято ставить свечи — как символическую жертву Богу и образ нашего моления — хотя это вовсе и не обязательно. Свечи обычно приобретают в так называемом «свечном ящике» (лотке с церковными товарами) и ставят на подсвечники. Свечи ставят перед образами (иконами) Спасителя, Матери Божией, святых. При этом – еще раз напомним! -   следует всегда помнить, что объектом моления и поклонения является не вещество иконы, но на ней запечатленный образ (нашу душу возводящий к первообразу).

 

В самом центре храма всегда расположена храмовая икона — образ Спасителя, святого или церковного события, которым посвящен данный храм (икона св. Николая, если Церковь Свято-Никольская; икона праздника Рождества Господня, если это Рождественский храм и т.д.). Впереди и вправо от храмовой иконы всегда располагается икона Спасителя, впереди и слева — Богородицы. Остальные иконы, как правило, располагаются на стенах и вдоль стен. Лежат иконы на специальных столиках. Заупокойное поминание обычно совершается в той части храма, где расположено распятие; свечи в этом случае принято ставить на особый подсвечник, который называется канун. Восточная часть храма, в которой священнослужителями совершается основная часть богослужения (и в первую очередь — сошествием Святого Духа пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы), называется алтарь. Центральная часть храма, где располагаются молящиеся, отделена от алтаря особой преградой, называемой иконостас. Иконостас — образ Царствия Небесного, зримое воплощение Церкви как «Неба на земле».

 

Во время богослужения желательно по храму бесцельно не передвигаться, дабы не смущать молящихся; тем паче не следует разговаривать, кроме крайней необходимости, особенно громко. Для молитвенного поминания принято подавать «поминальные записки» или «поминальные книжечки», в которых перечислены имена (без отчеств и фамилий) наших близких, которых мы хотели бы вверить соборной молитве Церкви. Отдельно подаются записки «О ЗДРАВИИ» (на молебнах) и «О УПОКОЕНИИ» (на панихидах). И то, и другое поминание совершается на литургии, причем это поминание в Таинстве Тела и Крови Христовых наиболее благодатно и, следовательно, действенно. Подавать поминальные записки (писать их хорошо заранее, но если вы не знаете, как это делается, вам помогут в Церкви) следует ко «свечному ящику», при этом берется одна или несколько просфор (маленькие специально испеченные хлебцы; могут быть разного размера, что не существенно). Записки и просфоры остаются у свечницы (обслуживающей «свечной ящик») и затем служителем уносятся в алтарь. Там во время службы из них вынимаются малые частицы, которые затем со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде (здесь) Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих» погружаются в Кровь Христову. С этого момента и сами просфоры освящаются благодатью Божией и становятся святыней. После окончания богослужения они, как и записки (которые можно использовать и на последующих службах), выносятся из алтаря и   разбираются прихожанами. Дома просфорки хорошо аккуратно раздробить на частички, высушить и по утрам натощак потреблять понемногу, запивая святой водой.

 

И еще несколько советов. Первый — вновь и вновь повторим — ничего не бойся и не смущайся. Твое незнание церковных обрядов не является препятствием в твоих отношениях с Богом. Он Сам видит, зачем и как ты к Нему пришел, и, несомненно, принимает твою безыскусную молитву. Даже если ты поначалу что-то сделаешь «не как положено», если тебе сделают замечание или даже обругают, — не смущайся, знай, что это попущено Господом, чтобы проверить твою веру и смирение: пришел ли ты к Богу или пришел себя показать. Отсюда вытекает и второе: имей терпение, не торопи события духовной жизни по принципу «все или ничего»; все придет, но только со временем… «терпением вашим спасайте души ваши», — сказал Господь (Лк. 21, 19). Третье — имейте доверие к Богу, к святым отцам, к 2000-летнему опыту Церкви Христовой, спасающей и спасшей уже миллионы душ. Без доверия нет веры. Не соблазняйся тебе непонятным, неубедительным и, возможно даже, неприятным — не суди сходу, вручи суд весь Богу, а сам открой свое сердце тому, что тебе уже сейчас близко, и прими в себя этот дар Божий. Об остальном говори себе: «Если мне это сейчас непонятно, значит, мне это пока не нужно».

 

И еще раз прошу: не впускай в себя соблазн — это может быть, и, скорее всего, есть сеть, расставленная на душу твою лукавым. Так, например, многие «новоначальные» соблазняются непонятностью для них церковнославянского языка. Но почему же тогда, пожив несколько лет церковной жизнью, те же люди, как правило, становятся убежденными защитниками сохранения этого богослужебного языка? Да потому, что со временем открывается то, что не видно с первого взгляда, — чудная красота и духовная насыщенность этого чистого, созданного святыми отцами духоносного языка. Вряд ли найдется нормальный человек, который будет ратовать за то, чтобы заменить язык поэзии языком канцелярии (потому что тот якобы точнее), или язык канцелярии языком базара (потому что тот «народнее»). Также идею полной замены святого языка богослужения на повседневный разговорный большинство членов нашей Церкви воспринимает как неоправданное опрощение. А то, что пока ты не все понимаешь из церковных молитв — не скорби; как мы уже говорили, душа способна «впитывать» благодать богослужения и молитвы и без полного участия в этом рассудка (поэтому, кстати, так важно верующим родителям читать вслух молитвы при своих младенцах и приносить их в Церковь на службы). А время придет, проявишь терпение и настойчивость на пути к Богу — и все станет на свои места, и засияет бесконечной глубиной и красотой премудрость православного богослужения  .

 

И, наконец, четвертый совет, в сущности, вытекающий из вышесказанного: будь настойчив в достижении своей цели на пути к Богу. Не опускай рук после первых разочарований и неудач. Излечение и спасение души — труд более кропотливый, чем излечение тела, и не нужно ожидать на этом пути одних восторгов и успехов. Даже «сто раз на день падая — сто раз вставай» — учат наши святые, и именно через эти падения ведет путь к победе. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11, 12), — вот утверждающее слово Самого Спасителя, и только с пониманием этого можно приступать к духовному деланию.

Все вышесказанное не отменяет необходимости учиться. Для этих целей существует множество пособий, как-то: «Первые шаги в православном храме», объяснение литургии и всенощного бдения и т.п.; в настоящее время они вполне доступны. При этом, безусловно, незаменимой школой христианской жизни является непосредственное участие в богослужениях и живое общение в Церкви. Когда мы начнем понимать, что происходит на богослужении в каждый конкретный момент, мы ощутим ни с чем не сравнимую радость общей молитвы, радость общения с Богом. Все осваивается постепенно и в свое время — не нужно ничего бояться, смущаться своего незнания, все станет на свои места, когда должно: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33).

 

О ТАИНСТВАХ ИСПОВЕДИ И ПРИЧАСТИИ

Причащение - самое важное и непостижимое Таинство Православной Церкви, в котором верующий принимает Тело и Кровь Спасителя под видом хлеба и вина. О Своих Святых Дарах Господь так говорит в Святом Евангелии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6, 56). Таинство Причащения подает человеку силы для благодатной жизни во Христе. Причащаясь, мы становимся сами частью Его Тела как члены Его Церкви. Верующие, которые хотят причаститься на литургии, должны предварительно исповедоваться. В Таинстве покаяния исповедующийся получает прощение от Господа. Видимым образом отпущение грехов дает во время исповеди священник: такую власть даровал Сам Спаситель святым апостолам, а через них и их преемникам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин. 20, 22-23).

Всем ли необходимо покаяние?
После грехопадения праотцев человеческая природа повреждена грехом. Покаяние необходимо для любого христианина: грехи отдаляют человека от Бога - источника всякого добра, делают его чужим Христу, Который является Главой Церкви. Грех рана для человеческой души, и сокрытые и неисповеданные грехи неизбежно приводят к болезням душевным и телесным. Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Со слезами каялись и исповедовались в своих грехах даже те, кого мы сегодня почитаем величайшими святыми: чем ближе человек к Богу, тем яснее он осознает свое недостоинство перед Ним. Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин.1, 8-9), пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов.

В чем заключается истинное покаяние?
Сущность покаяния не только в при-знании себя грешником - это было бы слишком просто, но и в оставлении греха, в изменении самого образа жизни, приводящего ко греху.
Насколько подробным должно быть исповедывание грехов? Грехи необходимо называть ясно, не скрываясь за общими фразами ("во всем грешна…", "согрешил против седьмой заповеди"). Но еще важнее не пытаться оправдывать себя, как бы этого не хотелось. С чувством раскаяния несовместимы и обвинения во время исповеди в адрес других людей.

Как и когда совершается Таинство покаяния?
Обычно исповедь совершается в храмах утром перед началом Божественной литургии. Можно исповедаться и вечером: во время или после всенощного бдения. Однако необходимо помнить, что надо приходить в храм к началу исповеди для того, чтобы участвовать в общей молитве, когда священник молится за всех кающихся. По окончании этих молитв он произносит следующее напутственное слово: Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое... По-русски это наставление звучит так: "Дитя мое! Христос невидимо стоит перед тобою, принимая исповедь твою. Не стыдись и не бойся, не скрывая ничего от меня, но скажи все, в чем согрешил, не смущаясь, чтобы принять оставление (грехов) от Господа нашего Иисуса Христа. Вот образ Его пред нами: я же только свидетель, чтобы свидетельствовать перед Ним все, что скажешь мне. Если же что-нибудь скроешь от меня, будешь иметь двойной грех. Ты пришел в лечебницу - не уйди отсюда неисцеленным".

Как готовиться к исповеди?
Кающийся просит у Бога благодатной помощи: способности видеть свои грехи, мужества открыто исповедовать их, решимости простить согрешения ближних против него самого. С молитвой он приступает к испытанию своей совести. Образцы молитв, проникнутых глубоким покаянным чувством, оставили нам великие подвижники Церкви.

Как подготовиться к принятию Святых Христовых Таин?
К Причастию необходимо готовиться постом, обычно трехдневным (разрешается при этом вкушение только растительной пищи, если, конечно, у человека нет серьезных заболеваний), особой усиленной молитвой, милостыней, совершением добрых дел, воз-держанием от греховных поступков и даже мыслей, разного рода развлечений и удовольствий. Накануне Причащения следует быть в храме во время вечернего богослужения, по-скольку, в соответствии с восходящей еще к Ветхому Завету традицией, церковный день начинается с вечера. Вечером, после богослужения, прочитываются каноны Спасителю, Божией Матери и Ангелу-хранителю, которые помещены в молитвослове. После полуночи нельзя ни есть, ни пить, ни тем более курить (курение - вообще греховная привычка, которая осуждается Церковью). Утро начинается с утренних молитв и правила ко Святому Причащению, также помещенному в молитвослове (можно прочитать правило накануне). По благочестивому обычаю, верующие стараются подойти к Причастию с опрятностью не только душевной, но и телесной.

Как вести себя в день Причащения?
При выносе Чаши нужно совершить земной поклон, и, крестообразно сложив на груди руки (правую на левую), подходить по очереди к Святым Дарам, уже не кланяясь и вообще из-бегая лишних движений. При этом нужно ясно назвать священнику свое полное христианское имя и открыть уста для принятия Святых Таин. После приобщения следует поцеловать край Чаши и отойти без поклонов и крестного знамения к столику, где приготовлены для причащающихся теплота и просфоры. В храме или дома причастники читают благодарственные молитвы по Святом Причащении. В день Причастия надо постараться сохранить в себе внутреннюю тишину.

Как часто необходимо причащаться христианину?
Невозможно установить в этом отношении единое правило для всех, но если основываться на советах наиболее известных современных духовников (в частности архимандрита Иоанна (Крестьянкина), то причащаться взрослому человеку желательно кажДые две-три недели.

Для чего необходимо причащать младенцев?

Как? Мы все нуждаемся в благодатной помощи Божией. Но особенно необходима она еще только входящим в эту жизнь детям - в период, когда закладывается основа их личности, когда она находится еще в стадии своего формирования. Маленький ребенок еще не может самостоятельно молиться, он беззащитен, его покров - молитвы родите-лей и молитвы Церкви. И он как молодое растение нуждается в солнце и влаге, испытывает нужду в благодати, преподающейся посредством церковных Таинств. И, в первую очередь, посредством Таинства Причащения. Причащать маленьких детей можно (и нужно) по возможности часто, по усердию родителей. Кормить ребенка желательно 1,5-3 часа до литургии (в зависимости от того, сколько времени он может обходиться без еды; более взрослые не вкушают пищу и не пьют после 12 часов ночи). Причащают младенцев, пока они еще не могут принимать частицу Тела, только Кровью Христовой. При этом от родителей требуется особая внимательность и осторожность, чтобы их ребенок неловким движение не задел Святую Чашу. До 7 лет де-и причащаются без исповеди.

Что делать, если кажется, что священник не в состоянии уделить достаточно времени всем кающимся?
Действительно, сегодня все больше людей приходят в церковь, осознав необходимость покаяния, и практически в каждом храме накануне праздников и воскресных дней возникают очереди желающих исповедоваться. Что делать? Можно по-советовать прийти на исповедь в будний день, когда священник сможет уделить Вам больше внимания. Можно, испытав свою совесть, за-писать грехи. Можно заранее подойти к священнику, предупредить, что Вы впервые хотите исповедоваться, и попросить его назначить Вам специальное время для исповеди. Очередь в храме - совсем не причина откладывать жизненно важный шаг!

 

 

Православная библиотека Православная библиотека Каталог православных сайтов

Подпишитесь на нашу рассылку

Ваш адрес электронной почты: